Школьный Интернет

Хотели как лучше, а получилось как всегда

Благодаря усилиям президента каждая школа получила доступ к сети Интернет.



Несмотря на то, что качество связи оставляет желать лучшего, с момента подключения к сети мы смогли узнать, что :



- девочки бывают не только маленькими, но и горячими;
- станки бывают не только деревообрабатывающими и металлорежущими;
- весёлые картинки бывают не только про зайчиков и Винни-Пуха;
- попасть на порносайт можно и помимо желания и исключительно во время поиска информации по теме, отвечающей учебным задачам.

Мы успели огрести кренделей от прокуратуры за то, что рекомендованный свыше КОНТЕНТНЫЙ ФИЛЬТР пропускает порно сайты.

Итак,рассмотрим, какие меры может принять школа для защиты несовершеннолетних от нежелательного контента.

Вариант 1 (наиболее действенный с борьбе с нежелательным контентом). Отключаем взятый в аренду ADSL модем и отдаём его обратно провайдеру.

В этом случае нам будут предъявлены претезии в том, что несмотря на усилия президента, мы лишили учеников доступа к Интернету.

Вариант 2. Внести в чёрный список все популярные поисковые ресурсы, такие как google, yandex (в том числе, рекомендованный school.yandex.ru), aport и пр.

В этом случае номинально Интернет будет, но:

- ученики не будут им пользоваться, так как там нельзя будет ничего найти.
- школа выпустит во взрослую жизнь людей с отсутствующими навыками поиска информации в Интернете.

Вариант 3. Использовать в качестве политики доступа "Запретить всё", и разрешать доступ только к тем ресурсам, которые прописаны в белом списке.

В этом случае Интернет превратится в локальную сеть с добавлением 10-20 фиксированных сайтов.

Таким Интернетом тоже не будут пользоваться ученики, поскольку такая концепция не перекроет всех учебных задач.

Для расширения списка разрешенных сайтов придётся по-обезьяньи, игнорирую другие задачи, день за днем, час за часом, ежедневно и ежесекундно вбивать в белый список сайт за сайтом.

При этом мы будем должны предварительно убедиться, что вбиваемый в список сайт отвечает учебным целям.

Таким образом, часть сотрудников школы будет мобилизована на выполнение этой задачи во вред учебному процессу.

Вариант 4. Разработать собственное ПО для фильтрации.

Трудоёмкость разработки ПО такого рода велика, и нет никакой уверенности, что вновь разработанное ПО не окажется ещё хуже, чем тот продукт, что разработан в ООО-Мегаверсия. В школе нет ни инстументария, ни специалистов для проведения подобных работ.

Разработка тиражного ПО не входит в число уставных задач школы, и может быть рассмотрена как незаконное предпринимательство или что-то в это роде.


Послесловие. В связи с изложенным просим президента отключить от всех школ сеть Интернет до тех пор, пока, вопреки законам природы (нельзя создать замок, к которому невозможно подобрать ключ), будет изобретено средство со 100% фильтрацией, либо будет создана специальная, самодостаточная в смысле информативности сеть для ОУ вне сети Интернет, либо не будут отменены или доработаны хорошие по сути, но неисполнимые по существу, законы о защите прав несовершеннолетних в области доступа к информации.

Отключение сети Интернет от одной школы позволит сэкономить муницмпальные деньги из расчёта 2500 рублей в месяц на каждую школу (цены отличаются в разных регионах). В условиях глобального экономического кризиса это будет значительной экономией.

Альтернативная оболочка для Windows 2000/XP

Доступна для загрузки и тестирования новая версия программного комплекса "Пользовательская оболочка" (ПК ПО).

В новой версии отражены мои взгляды на то, каким должен быть пользовательский интерфейс, и как организовать доступ к пользовательским данным.

Информационные технологии в школе

Закоренелым линуксоидам посвящается. Ибо не ведают, что творят



Предисловие

Существуют планы перевести все школы РФ на т.н. Свободное Программное Обеспечение (далее СПО) с открытым кодом на базе ОС Linux. По мнению линуксоидов это чисто техническая разовая операция, заключающаяся в переразметке жёсткого диска и замене ОС Windows на ОС Linux. Эта статья призвана развеять это расхожее заблуждение. Существует также мнение, что проблема внедрения информационных технологий в школе - надуманная, и не способствует повышению уровня знаний учащихся.

Практика применения информационных технологий




Существует мнение, что сфера применения информационных технологий в школе ограничивается уроками информатики и поиском рефератов в сети интернет. Однако, это не так.

Наиболее заметный эффект даёт применение информационных технологий учителями естественно-научного цикла.

Программные продукты отечественных производителей содержат большое количество иллюстративного материала, в частности, карты (история, география), видеофрагменты и фотографии.

Так получилось, что благодаря удачному стечению обстоятельств в кабинет биологии был приобретён компьютер и лицензия на Windows XP Professional. Учитель биологии, будучи хорошим специалистом и грамотным пользователем, практически сразу приступила к внедрению информационных технологий в учебный процесс. Использование специализированного программного обеспечения происходит НА КАЖДОМ УРОКЕ.

Может сложиться мнение, что использование специализированных программ доступно только учителями, в совершенстве овладевшими компьютером. Но, как ни странно, навыки владения компьюером - не самое главное. Еще один миф - учителя предпенсионного и пенсионного возраста стремятся не использовать новые технологии, и стремятся работать по-старинке.

В кабинете истории также установлен компьютер с Windows XP, но в отличие от кабинета биологии, учителя истории нельзя назвать пользователем, в совершенстве владеющем компьютером, но смело можно назвать знатоком своего предмета (истории). Предпенсионный возраст не мешает учителю истории осваивать и применять на уроках информационные технологии.


Применение информационных технологий в начальной школе позволяет пробудить повышенный интерес к получению знаний у учащихся, поскольку учебные программы для этой категории учащихся построены как обучающие игры.

Информационные технологии находят применение казалось бы там, где это было трудно себе представить, в частности, на уроках труда у девочек. Учитель трудового обучения составила презентацию на тему "приготовление пищи", где доходчиво изложен материал урока. Урок не являлся образцово-показательным. На уроке не было какой-либо комиссии - только учитель, ученики и случайный гость - инженер по обслуживанию ЭВМ.

Необходимо отметить, что все программные продукты, применяемые учителями естественно-научного, физико-математического направлений, а также учителями начальных класссов, являются ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ РАЗРАБОТКАМИ, в той или иной степени соответсвующими учебной программе.

Отдельного внимания заслуживает вопрос использования информационных технологий учителями иностранных языков одной из школ нашего города.

В отличие от других учителей, они используют продукты ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (стран с соответсвующим государственным языком). Это вполне оправдано, поскольку там существенное значение имеет развитие правильного произношения, чему способствует наличие в этих программах фонограмм с записью разговоров носителей языка.

Необходимо также признать, что использование информационных технологий в школе не носит 100% характер - а это и не требуется. Но там, где это уместно, они с успехом применяются с пользой для учебного процесса.

Ещё одно замечание. Линуксоиды утверждают, что OpenOffice способен полностью заменить Microsoft Office (по крайней мере, в школе). Это тоже не совсем так. Кроме, собсвенно программного комплекса у пользователя Microsoft Office есть возможность выбрать шаблон презентации не только из коллекции шаблонов, поставляемой в комплекте с дистрибутивом, но и на сайтах Microsoft. Презентации стали одельным направлением творческого самовыражения учителей.

О грустном

В 2010 году заканчивается использование программ из пакета СБППО. Это означает, что если до 2010 года государство не выделит деньги на приобретение лицензии на Windows XP в кабинет химии, полочку с дисками по всему курсу обучения можно будет сдать в музей.

Ожидается, что нам будет предложено установить ОС Linux, для которой не ведётся разработка учебных мультимедийных программм, соответсвующих учебным программам, принятым в РФ. Запуск windows-программ через эмулятор WINE из комплекта ОС Linux крайне проблематичен, и не работает на 100%. Скорее всего, удастся запустить только самые простенькие программульки.

Отечественные приозводители ПО на базе ОС Windows будут нести огромные убытки, а школы, так остро нудающиеся в их продуктах, будут лишены возможности их использовать.

Windows 7

Хочется процитировать слова одного из персонажей известного фильма: "Какая же гадость Ваша заливная рыба!"

И это чудо через 1-2 года мы будем покупать за деньги?

Однако, начнём по порядку.

Конфигурация компьютера - процессор 2400 МГЦ, память - 512 МБ (за вычетом той части, что используется интегрированной видеокартой).

Установка прошла довольно гладко. Однако, остались неопознанными два устройства:
- видеокарта VIA/S3G Unichrome;
- аудиокарта из семейства Realtek Ac'97.

Вообще говоря, база драйверов довольно бедная.

Поиски в интернете вывели на драйверы под Windows XP, которые успешно установились, но каждый инталлятор запускался дважды. Выходило какое-то окно, предлагающее, по-видимому, некий режим совместимости.

Самые большой вопрос - работа локальной сети. Удалось добиться обзора локальной сети на компьютере, где установлена Windows 7. Однако войти никуда нельзя - выдается ошибка - не найден сетевой путь. Войти удаётся только, введя IP адрес нужного компьютера.
Другие компьютеры (с Windows XP) данный компьютер не видят вообще, и войти туда не могут. Аналогичная ситуация возникает при попытке установить сетевой принтер - придётся ввести IP адрес компьютера, к которому он подключен.

Ещё очень интересный вопрос. На подопытном компьютере на другом разделе установлена Windows XP.
Изначально этот раздел вообще был размонтирован - ему не была присвоена буква.
Доступ в пользовательские папки напроч закрыт. Только в то, что предназначено для всех (All Users). В том числе, доступ отсутствует в аналогичный профиль (с тем же именем и паролём).

То, что выдается за изюминку, т.е. панель задач.

При наведении мышки на кнопку панели задач вижу только всплывающий чёрный прямоугольник вместо эскиза окна приложения. Кнопки запущенных приложений без подписи меня не вдохновили. Выставляем по-старинке, с подписями. Получаем практически ту же панели задач, что и в остальных ОС.

Приложения (те, что работают).

Инталляция Opera последней версии прошла успешно.

MS Office 2003 работает.
Удалось установить Антивирус Касперского 2009.

Проводник у меня никогда не вызывал восторгов. Особенно раздражают мутные значки папок, сливающиеся с фоном.
Меню кнопки Пуск - такое же неудобное, что и в Vista. Хорошо работает поиск.

Способ настройки параметров существенно усложнился. Заветная функция может быть зарыта везде, под любой надписью и картинкой. Время настройки существенно увеличивается. Фактически, оно становится сравнимым с тем временем, что необходимо для внесения изменений в конфиг-файлы Linux.

Мультизагрузка. Экран Мультизагрузки довольно ущербный. Черный экран с двумя пунктами:

- earlier version of Windows;
- Windows 7

и иной дополнительной информацией (по поводу того, что делать с этими пунктами).

В отличие от Windows XP, меню мультизагрузки никак не связано с boot.ini. Меня сильно раздражало название первого пункта. Очень хотелось его изменить.

Поиск по реестру дал результат - я нашел искомую фразу, но отредактировать этот параметр нельзя - можно только либо удалить, либо добавить новый. Ни то, ни другое я сделать не решился, опасаясь, что в следующий раз система не загрузится.

Итоги.

1. Компьютер с Windows 7 не может нормально интегрироваться в существующие сети Windows (!!!!) в связи с проблемами с локальной сетью и папками на самом компьютере, доставшимися в наследство от другой системы.

2. Подобно Vista, не все приложения устанавливаются нормально. Система отказывается регистрировать некоторые компоненты.

3. Быстродействие при указанных параметрах компьютера не вызвало особых нареканий.
4. Синяя световая гамма и интерфейс вцелом раздражают, и существенно затрудняют работу.

Таким образом, Windows 7 может реально поспорить с любым из протестированных мною дистрибутивов Linux в части неудобств, доставляемых пользователю интерфейсом, совместимостью приложений и работой в локальной сети.

Linux признан "каким-то дурацким"

Не так давно установил в кабинет одного из замов директора компьютер PII c установленным Linux-ом. Предназначался компьютер только для использования в качестве печатной машинки.
Совместные усилия зам. директора и учителя информатики по освоению Linux-а не увенчались успехом, и ко мне поступила настоятельная просьба удалить Linux и установить Windows.
Я слабо отбивался, указывая на то, что ОС из комплекта СБППО - временнная мера, и что в конце концов нас всех будут насильно пересаживать на Linux.
Мои доводы не помогли. Аргументация была следующей. Пусть хотя бы год-два мы попользуемся нормальной ОС.
Боюсь, что даже, если до окончания заветного срока оставалось бы месяц, меня все равно просили бы установить Windows.

Ну не нравится людям. Что же их за это уничтожать что ли?

Из опыта общения с ОС Windows Vista

К сожалению, мне не удалось найти хотя бы минимальные положительные моменты от использования этой ОС.

Начнем с внешнего вида. "Остекленелый" интерфейс сомнительных эстетических качеств затрудняет восприятие информации, посколько размер поля, гле непосредственно размещается текст, сокращается (значительная часть тулбаров используется исключительно для создания "красивого" рельефа. Темные цвета также снижают раличимость букв. Такое впечатление, что находишься в тёмной комнате.

Кнопка Пуск стала еще более неудобной, чем в классическом варианте. Прихождится постоянно тыкать по прокрутке.

Настройки системы запрятались еще глубже, и приходится блуждать от одного окна диалога к другому, прежде, чем найдешь нужный параметр.

WiFi не подключается автоматически. Нужно тыкнуть по значку в области уведомлений, потом выбрать, в какую же я сеть должен войти, а потом еще созерцать процесс подключения. Операция не вполне тривиальная, и начинающему пользователю будет это сделать крайне затруднительно.

Если компьютер усыпить, а затем подключить кабель от локальной сети, и дале пробудить его, либо подключить во время сна принтер, ОС откажется работать и с сетью, и с принтером. Придется перезагружаться.

Жутко раздражают притухания экрана во время запуска апплетов Панели управления, либо инсталляторов программ.

Ну и жуткие торомоза. Компьютер с 2 Гб оперативной памяти еле-еле ворочается.

Совместимость со старыми программами также отсутсвует.

Намечается очередной распил денег

Согласно новым веяниям в области охраны труда, все рабочие места в школе должны быть аттестованы. Самостоятельно провести аттестацию рабочих мест школа не имеет права. Для аттестации рабочих мест создаются специальные фирмы. Аттестация одного рабочего места обойдётся от 1500 до 2000 рублей. Если в школе есть в наличии 25 компьютеров, то за аттестацию этих рабочих мест нужно уплатить 50 000 рублей. Кроме этого, подлежат аттестации и другие, не связанные с работой на компьютере, рабочие места.

Мы, конечно, ценим заботу государства об охране нашего труда, но неужели работа в школе стала настолько вредной и опасной, что оценить степень её угрозы для здоровья могут только специальные организации?

И особенную опасность, по всей видимости, представляют из себя компьютеры.

Странное "Письмо Рособразования от 23.06.08 N15-51-472ин/01-09" по поводу СБППО

Оригинал письма на ходится по адресу: http://ed.gov.ru/files/materials/8430/pi472in.doc .

Письмо касается некоторых аспектов использования программного обеспечения и комплекта СБППО в школе. Особенно меня заинтересовали следующие строки:


В соответсвии с условиями приобретенной лицензии легитимным программным обеспечением (далее - ПО) в общеобразовательных учреждениях (далее - ОУ) считается только такое ПО, котрое заново установлено с дистрибутивов, полученных в составе пакетов "Первая Помощь 1.0" или загруженных с официального сайта проекта http://shkola.edu.ru/.


Из этого следуеn вывод, что ФАО берёт на себя функции правоохранительных органов, заведомо считая всё, что установлено до поступления пакета СБППО нелегитивным, в частности:

1) то, что куплено ранее за школьные деньги (лицензия на продукты Microsoft), абсолютно легально, в магазине;

2) То, что поставлялось в школы по всевозможным государственным программам, в частности, "Дети РОссии", почему-то считается "нелегитимным".

Если же таковы "условия приобретения лицензии", и от ФАО это не зависит, то почему программное обеспечение приобреталось на этих кабальных условиях?

Почему государство платит за одно и тоже несколько раз?

Почему школа должна ломать голову над вопросом, что будет после 2010 года, в то время, как для части компьютеров (для той части, где ПО было предустановлено сборщиком компьютеров, либо лицензия была приобретена школой самостоятельно) он не должен стоять в принципе - всё уже давно оплачено!


А вот, кстати, интересный вопрос. Предположим, школа желает приобрести новый компьютер. Мы что, должны покупать его без ОС, а потом ставить ОС из комплекта СБППО? Но ведь большинство компьютеров продаются с уже предустановленной ОС! Значит, мы должны оплатить предустановленную ОС с пожизненной лицензией, и вместо этого установить ОС из СББПО, содержащую вирус?

И ещё один вопрос. А ОС с учительских компьютеров с пожизненной лицензией тоже удалять и взамен переустанавливать ОС из комплекта СБППО?

И ещё один интересный вывод. Все ОС, не входящие в комплект СБППО, в частности, Linux, Mac OC, Unix, FreeBSD и пр. считаются НЕЛЕГИТИМНЫМИ.

Изменение стартовой страницы Internet Explorer в дистрибутивах ОС Windows из комплекта СБППО

Как я писал ранее данные дистрибутивы содержат вирус. Действие вируса приводит к тому, что стандартными методами изменить стартовую страницу Internet Explorer оказывается невозможным.


Итак, последовательность действий следующая:

1. Нажимаем кнопку Пуск и выбираем пункт меню Выполнить.
2. В текстовое поле вводим команду gpedit.msc. В результате запускается Консоль Управления.
3. Выбираем ветку

Конфигурация пользователя ->
Конфигурация Windows ->
Настройки Internet Explorer ->
URL-адреса ->
Важные URL-адреса


4. В появившемся окне диалога ставим галочку в пункте "Изменить адрес домашней страницы", и в поле "URL-адрес домашней страницы" вводим "about:blank", если Вы хотите запускать обозреватель с пустой страницы, или тот адрес, с которого Вы хотите начинать работу.

5. Нажимаем кнопку OK.


6. Нажимаем кнопку Пуск и выбираем пункт меню Выполнить.
7. В текстовое поле вводим команду regedit. В результате запускается Редактор реестра.
8. Найдите ветвь:

HKEY_LOCAL_MACHINE->
SOFTWARE->
Microsoft->
Windows->
CurrentVersion->
Run

9. Проверьте, есть ли у Вас параметр со значением MSIESTP.EXE. Если есть, удалите его.


Замечания.

1. Использование Консоли Управления и Редактора Реестра должно выполняться квалифицированными пользователями, наделённых правами администратора. Используйте эти средства на свой страх и риск!
2. Если Вы хотите вновь изменить стартовую страницу, повторите описанный выше алгоритм. Мною пока не найдено полноценное решение проблемы, позволяющее менять стартовую страницу обозревателя стандартным способом.
3. Положительный момент. Тот факт, что стартовая страница не меняется стандартными методами, имеет и некоторые плюсы:

- наглые сайты не смогут подменить стартовую страницу
- наглые программы и вирусы не смогут подменить стартовую страницу
- ученики не смогут подменить стартовую страницу

4. Законность

Я не являюсь юристом, поэтому привожу своё, сугубо частное мнение.

- На ресурсе shkola.edu.ruутверждается, что мы не имеем права менять стартовую страницу Internet Explorer. Однако не приводится ссылок на документы, которые этого права нас лишают. Поэтому для меня эти слова не более, чем частное мнение модераторов форума этого сайта
- в случае судебного преследования Вы можете подать встречный иск фирме Microsoft и держателям ресурса http://shkola.edu.ru/ на компенсацию ущерба, связанного с оплатой траффика по загрузке этого ресурса, поскольку установка ОС Windows разрешена на компьютеры учителей, а они используют интернет дома за свой счёт.
- С помощью описанных выше действий мы не меняем программное обеспечение, которое нам поставлено;
- Мы не должны способствовать совершению преступления, описанного в статье 273 УК (подробности см. ниже);
- мы имеем право менять пользовательские настройки под свои конкретные нужды.

Если Вы сомневаетесь в законности описанных мною действий, используйте альтернативные программы для просмотра html-документов, в частности:

1) Opera (сам ею пользуюсь в момент написания статьи)
2) Mozilla FireFox
3) Safari

Результаты тестирования дистрибутива Mandriva Power Pack 2007

Пожалуй, из всех опробованных мною дистрибутивов, это наиболее дружелюбный по отношению к пользователю.

Однако, он тоже не свободен от недостатков.

1. Менеджер пакетов.

Сделан довольно добротно, но только, если сравнивать с менеджерами других сборок.
Приоритеты первичной и вторичной информации расставлены неверно. Первичным считается имя файла, содержащего пакет, а вторичным - информация о его применении.

Мне не очень интересен список из элементов типа abc123-xxx.rpm. Должно быть также, как в Windows, т.е. что-то типа "Текстовый редактор XXX". А вот в комментариях можно указать и имя файла-пакета, и краткие сведения о программе. С человеком надо разговаривать на человеческом языке!

2. Работа с сетью Windows.

Мне не удалось настроить систему так, чтобы с Windows-компьютеров получить доступ к общим ресурсам на Linux-машинах. В обзоре они есть, но войти туда нельзя. И уж тем более не нашёл, каким образом для пользователей Windows установить права доступа (разные! - кому - на чтение, кому - полный и т.д.) на общие ресурсы Linux-машин.

3. Hardware

Как и другие дистрибутивы, Mandriva работает нормально только на PIII. На компьютерах, поставленных нам фирмой Компьюлинк (модель компьютера E3000t - по их классификации), неверно определяются возможности видеосистемы, и включается разрешение 800х600. При попытке сменить на более высокое в следующем сеансе мы получаем 640х480, причем 800х600 пропадает из списка допустимых. При ошибочном указании видеокарты в следующем сеансе загружается текстовый режим с выдачей приглашения на ввод команды.

Осталось загадкой, почему после успешного теста графической системы с новыми парамерами, они не сохраняются.

4. Образовательный компонент.

Поставляется отдельным дистрибутивом размером порядка 1,4 Гб. Пока загрузить не удалось. Будет время - попытаемся потестировать.

5. Работа на слабых компьютерах

Дистрибутив оказался достаточно требовательным к ресурсам, и на компьютере с параметрами:

тактовая частота процессора - 233 Мгц
объём оперативной памяти -128 МБ


Работает крайне медленно.