?

Log in

No account? Create an account
 
 
18 April 2009 @ 10:10 am
Информационные технологии в школе  
Закоренелым линуксоидам посвящается. Ибо не ведают, что творят



Предисловие

Существуют планы перевести все школы РФ на т.н. Свободное Программное Обеспечение (далее СПО) с открытым кодом на базе ОС Linux. По мнению линуксоидов это чисто техническая разовая операция, заключающаяся в переразметке жёсткого диска и замене ОС Windows на ОС Linux. Эта статья призвана развеять это расхожее заблуждение. Существует также мнение, что проблема внедрения информационных технологий в школе - надуманная, и не способствует повышению уровня знаний учащихся.

Практика применения информационных технологий




Существует мнение, что сфера применения информационных технологий в школе ограничивается уроками информатики и поиском рефератов в сети интернет. Однако, это не так.

Наиболее заметный эффект даёт применение информационных технологий учителями естественно-научного цикла.

Программные продукты отечественных производителей содержат большое количество иллюстративного материала, в частности, карты (история, география), видеофрагменты и фотографии.

Так получилось, что благодаря удачному стечению обстоятельств в кабинет биологии был приобретён компьютер и лицензия на Windows XP Professional. Учитель биологии, будучи хорошим специалистом и грамотным пользователем, практически сразу приступила к внедрению информационных технологий в учебный процесс. Использование специализированного программного обеспечения происходит НА КАЖДОМ УРОКЕ.

Может сложиться мнение, что использование специализированных программ доступно только учителями, в совершенстве овладевшими компьютером. Но, как ни странно, навыки владения компьюером - не самое главное. Еще один миф - учителя предпенсионного и пенсионного возраста стремятся не использовать новые технологии, и стремятся работать по-старинке.

В кабинете истории также установлен компьютер с Windows XP, но в отличие от кабинета биологии, учителя истории нельзя назвать пользователем, в совершенстве владеющем компьютером, но смело можно назвать знатоком своего предмета (истории). Предпенсионный возраст не мешает учителю истории осваивать и применять на уроках информационные технологии.


Применение информационных технологий в начальной школе позволяет пробудить повышенный интерес к получению знаний у учащихся, поскольку учебные программы для этой категории учащихся построены как обучающие игры.

Информационные технологии находят применение казалось бы там, где это было трудно себе представить, в частности, на уроках труда у девочек. Учитель трудового обучения составила презентацию на тему "приготовление пищи", где доходчиво изложен материал урока. Урок не являлся образцово-показательным. На уроке не было какой-либо комиссии - только учитель, ученики и случайный гость - инженер по обслуживанию ЭВМ.

Необходимо отметить, что все программные продукты, применяемые учителями естественно-научного, физико-математического направлений, а также учителями начальных класссов, являются ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ РАЗРАБОТКАМИ, в той или иной степени соответсвующими учебной программе.

Отдельного внимания заслуживает вопрос использования информационных технологий учителями иностранных языков одной из школ нашего города.

В отличие от других учителей, они используют продукты ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (стран с соответсвующим государственным языком). Это вполне оправдано, поскольку там существенное значение имеет развитие правильного произношения, чему способствует наличие в этих программах фонограмм с записью разговоров носителей языка.

Необходимо также признать, что использование информационных технологий в школе не носит 100% характер - а это и не требуется. Но там, где это уместно, они с успехом применяются с пользой для учебного процесса.

Ещё одно замечание. Линуксоиды утверждают, что OpenOffice способен полностью заменить Microsoft Office (по крайней мере, в школе). Это тоже не совсем так. Кроме, собсвенно программного комплекса у пользователя Microsoft Office есть возможность выбрать шаблон презентации не только из коллекции шаблонов, поставляемой в комплекте с дистрибутивом, но и на сайтах Microsoft. Презентации стали одельным направлением творческого самовыражения учителей.

О грустном

В 2010 году заканчивается использование программ из пакета СБППО. Это означает, что если до 2010 года государство не выделит деньги на приобретение лицензии на Windows XP в кабинет химии, полочку с дисками по всему курсу обучения можно будет сдать в музей.

Ожидается, что нам будет предложено установить ОС Linux, для которой не ведётся разработка учебных мультимедийных программм, соответсвующих учебным программам, принятым в РФ. Запуск windows-программ через эмулятор WINE из комплекта ОС Linux крайне проблематичен, и не работает на 100%. Скорее всего, удастся запустить только самые простенькие программульки.

Отечественные приозводители ПО на базе ОС Windows будут нести огромные убытки, а школы, так остро нудающиеся в их продуктах, будут лишены возможности их использовать.
 
 
 
s.golubevhymnazix on April 18th, 2009 08:39 am (UTC)
По мнению линуксоидов...
Вы правы. Правоверные линуксоиды действительно так думают. А тругнулинуксоиды думают еще радикальнее. Экстраполяция их точки зрения на все СПО-сообщество некорректна. Значительная часть этого сообщества - вполне адекватные люди и не страдают тягой к упрощенчеству.
Другое дело, что мнения этих людей тонут в воплях "Линух форева, масдай фтопку". Это серьезная проблема. Я неоднократно говорил, что если в ближайшее время СПО-сообщество не найдет возможности создать нормальную PR-систему, то рассчитывать на лояльность социума будет бессмысленно. Но это я так, к слову.
Вы подняли очень важную, на мой взгляд тему. Суть в том, что предложения о переходе школ на СПО (причем, предложения, подтвержденные опытом реальных миграций) раздаются уже много лет. Однако, позиция государства была откровенно невнятной - фактически, процесс информатизации школ был пущен на самотек.
Результат - школы уже худо-бедно все сделали сами. И тут, как говорится - бац, вторая смена.
Кто виноват? СПО-сообщество? Ни разу - оно предлагало государству перейти на СПО еще тогда, когда это не привело бы к серьезным проблемам. Школы? Тоже нет - они выкручивались, как умели.
Что делать? Прежде всего, понять, что основа любой массовой миграции - наличие устойчивой вертикали управления. Рассылка дисков с СПО по школам без их дальнейшего сопровождения - заведомый провал проекта.
Прежде всего нужна внятная и четкая концепция информатизации средней школы. Цели, средства, методы... Затем необходим пакет типовых решений - ОС + прикладное ПО. Не кусочками, а в комплексе - вот система, вот учебный софт, вот управленческие программы. Все со всем совместимо, все работает.
Переход на СПО - не разовая акция, а комплекс мер по созданию инфраструктуры. Причем, во главе угла должен стоять именно учебный процесс, а не кодерские заморочки.
На мой взгляд, это должно обстоять примерно так. Государство сообщает, что с такого-то года школы переходят на СПО. Без вариантов. Компании, желающие разрабатывать учебное ПО, должны в такой-то срок представить в минобр свои продукты, работающие под Linux. При минобре необходимо создать специальное подразделение, которое будет заниматься вопросами инфраструктуры, в том числе - изготовлением тех самых шаблонов презентаций.
То есть, переход школ на СПО - это серьезная работа. А кто думает иначе, тот действительно тругнулинуксоид :).
s.golubevhymnazix on April 18th, 2009 08:42 am (UTC)
Вдогонку.
Кстати, не хотите ли дать мне небольшое интервью? Мне кажется, что вот тут - http://citkit.ru/articles/school/ оно будет весьма кстати.
alexanbaralexanbar on April 18th, 2009 11:24 am (UTC)
Re: Вдогонку.
Давайте вопросы. Постараюсь ответить.
s.golubevhymnazix on April 18th, 2009 11:54 am (UTC)
Re: Вдогонку.
Думаю, дальше удобнее общаться по почте. Мой адрес - sergey.golubev@gmail.com
alexanbaralexanbar on April 21st, 2009 06:30 am (UTC)
Re: Вдогонку.
письмо отправлено.
ex_reitetsu551 on April 18th, 2009 09:36 am (UTC)
Запуск windows-программ через эмулятор WINE из комплекта ОС Linux крайне проблематичен, и не работает на 100%. Скорее всего, удастся запустить только самые простенькие программульки.

Вы пробовали? «Простенькие программульки» вроде фотошопа или того же мс офиса работают на 100%.
alexanbaralexanbar on April 18th, 2009 11:28 am (UTC)
Естественно. Я описываю свой собственный опыт. В частности, из маленьких программулек мне удалось запустить Total Commander, Winrar. К слову сказать, они даже в чужеродной среде работали лучше своих аналогов от Linux.

Отказался работать Windows Media Player.

Возобновление экспериментов с wine в ближайшее время не планируется.
Виталий Липатовvitlav on April 18th, 2009 05:23 pm (UTC)
Если интересно, я могу поделиться своим опытом запуска программ в Wine.
Благо, что занимаюсь этой темой седьмой год.
http://sisyphus.ru/srpm/Sisyphus/wine/changelog
Как раз с Wine всё просто - не надо рассчитывать прийти на готовенькое. Проблемы есть, и они решаемы.
Задачи типа запуска Windows Media Player или Microsoft Outlook решать и не надо, поскольку воспроизводить медиа-файлы и работать с почтой можно и в Linux-программах.
Для школ нужно и можно сделать специальное решение, которое покроет образовательные потребности. Просто мне кажется кто-то не определился, как и чему учить, поэтому в преподавании информационных технологий и информатизации образования царит хаос, стабилизирующийся лишь в преподавании MS Word или использовании проектора. А обобщать опыт школ, чтобы поставить задачу конкретнее, никто не думал.
ljsilentshadowljsilentshadow on April 18th, 2009 07:55 pm (UTC)
На кой вам сдалось это монстроидальное чудище (WMP) ?

Его и в родной системе то используют только те, кому не рассказали про более удобные, быстрые, компактные и всеядные плееры. Под Windows, например, пара из GOMplayer+Winamp +ACEMCP/KLMCP покрывает практически весь спектр потребностей в воспроизведении медиафайлов (правда, не уверен насчет flac, и т.п.), под Linux - SMPlayer+MPlayer со своими декодерами.
alexanbaralexanbar on April 18th, 2009 08:08 pm (UTC)
На вкус и цвет товарищей нет. Нравится оно мне. Для личных целей мне НЕ НУЖЕН компактный плейер. Мне нужна ещё и библиотека мультимедиа. Конечно, то, как она реализована в WMP, подходит далеко не для всех случаев, но пока лучшее решение мне не попадалось.
К тому же WMP имеет вполне преемлемый интерфейс.
MelkorBSDmelkorbsd on April 18th, 2009 12:16 pm (UTC)
Достаточно здравые мысли
ljsilentshadowljsilentshadow on April 18th, 2009 07:43 pm (UTC)
>Кроме, собсвенно программного комплекса у пользователя Microsoft Office есть возможность выбрать шаблон презентации не только из коллекции шаблонов, поставляемой в комплекте с дистрибутивом, но и на сайтах Microsoft.

Тогда, справедливости ради, стоит отметить, что с сайта OpenOffice (http://extensions.services.openoffice.org/) можно забирать дополнения к офисному пакету. Не только темы и шаблоны, но и вообще различные расширения, включая и измененяющие функциональность базового приложения.

>В 2010 году заканчивается использование программ из пакета СБППО. Это означает, что если до 2010 года государство не выделит деньги на приобретение лицензии на Windows XP в кабинет химии, полочку с дисками по всему курсу обучения можно будет сдать в музей.

Не на лицензии Windows XP нужно деньги выделять, а на переработку существующих и активно используемых обучающих мультимедийных комплексов. Обучающие программы должны быть кросс-платформенными, и работать под всеми более-менее широко используемыми ОС (например под четверкой из Windows,GNU/Linux и FreeBSD,MacOS). Причем об извращениях с WINE и эмуляторами и речи быть не может. С использованием уже готовых кросс-платформенных технологий и средств разработки эта задача может быть решена с минимальными усилиями. Проблема в заинтересованности разработчиков оригинальных продуктов.
alexanbaralexanbar on April 18th, 2009 08:01 pm (UTC)
<Обучающие программы должны быть кросс-платформенными, и работать под всеми более-менее широко используемыми ОС>

Боюсь, что это сделать не так просто, как кажется.

<Проблема в заинтересованности разработчиков оригинальных продуктов.>

Достигается при двух условиях:

а) госзаказ МинОбразования
б) сохранение проприетарной лицензии на это ПО, в том числе, для платформы Linux.
ljsilentshadowljsilentshadow on April 19th, 2009 10:45 am (UTC)
>>Проблема в заинтересованности разработчиков оригинальных продуктов.
>Достигается при двух условиях:
>а) госзаказ МинОбразования
>б) сохранение проприетарной лицензии на это ПО, в том числе, для платформы Linux.

Да, это именно так, в силу ограниченности времени и ресурсов.

Но в перспективе следует рассмотреть полный выкуп прав на это ПО министерством образования за счет федерального бюджета с последующим выпуском в public domain либо перелицензированием под одной из свободных лицензий. При этом, однако, возникает вопрос с дальнейшей поддержкой продукта, но думаю он решаем.
(Anonymous) on July 15th, 2009 06:55 pm (UTC)
ИМХО, закрыта или открыта программа, в данном случае, не имеет значения с коммерческой точки зрения, ибо покупатель всего один, поэтому конкуренты от открытости не получат никакого выигрыша: бессмысленно продавать заказчику то, что у него уже есть. Зато за-за закрытости могут возникнуть чисто технические проблемы.

(Anonymous) on July 14th, 2009 09:25 am (UTC)
Господа, опомнитесь!!!!
Разве нету в стране у нас нормальных и умных людей. Почему никто из вас Линуксоиды, которые находят время на то, чтобы обсирать Windows на форумах, и рассказывать о том как в Линуксе все круто и бесплатно не может собрать инициативную группу, которая соберет свой школьный дистрибутив. Для этого всего навсего нужно:
1. Провести общее голосование о том какой дистрибутив пользователи считают наиболее удобным как в установке, так и в использовании.
2. Собрать по возможности у преподователей софт который используется ими в учебном процессе
3. У преподователей, которые имеют опыт работы с Линуксом узнать, что сложного в установке, настройке и эксплуатации системы.
4. Допилить все с учетом потребностей

Не ужели так сложно собрать человек 100 энтузиастов? От внедрения СПО в школе зависит очень многое. Так давайте не будем выступать в качестве судей над людьми, а просто поможем им. Или, это повлияет как то на ваше самомнение если один дистрибутив будет действительно заточенным под тех, кто не разбирается в системе? Предлогаю всем, кто желает оставить в комментах свои координаты.
alexanbaralexanbar on July 14th, 2009 01:51 pm (UTC)
Re: Господа, опомнитесь!!!!
Дело не в дистрибутиве, хотя и в нем тоже. ОС, как известно, это только среда, в которой живут прикладные программы. А вот с ними проблема.

<. Собрать по возможности у преподователей софт который используется ими в учебном процессе

Не будет такой возможности. В одном кабинете химии дюжина дисков лежит. А может, и больше. Естественно под Windows. И, что самое главное, эти диски в той или иной мере соответствуют учебной программе.

А под Linux в России никто не пишет софт для школ. Точнее, для РОССИЙСКИХ школ, а не некие абстрактные тесты.
(Anonymous) on September 22nd, 2009 03:47 pm (UTC)
Re: Господа, опомнитесь!!!!
Смортите www.altlinux.ru и не тормозите
(Anonymous) on January 6th, 2010 12:10 am (UTC)
Замена Windows
Если нужна именно ОС на Windows ядре, то попробуйте посмотреть в сторону ReactOS. Уже должны скоро допилить его до Беты.

Из Линуксов ЕДИНСТВЕННЫЙ нормальный дистрибутив для пользователя слабо знакомого с компьютером это дистрибутивы от Novell. Лучше приобрести поддержку на SLED. Или если уж все так плохо с деньгами, то пользовать OpenSUSE.
alexanbaralexanbar on January 6th, 2010 07:59 am (UTC)
Re: Замена Windows
<Если нужна именно ОС на Windows ядре, то попробуйте посмотреть в сторону ReactOS

Уже смотрели, правда, это было довольно давно. Но там, насколько я понял, обещают совместимость с NT4. А нам даже не посчастливилось видеть, что это такое - сразу перескочили на w2000 и XP. Соответственно, в NT4 часть функций просто-напросто не реализовано.

<Или если уж все так плохо с деньгами, то пользовать OpenSUSE

С деньгами всегда будет плохо, но в настоящее время лучше приобрести лицензию на Windows (когда кинут очередную порцию денеге) - не потому, что она так уж хороша, а потому, что под эту ОС написано много программ самого различного назначения.